Уровень безработицы теперь является бесспорным ориентиром для ФРС: МакГивер
Джейми Макгивер
ОРЛАНДО, Флорида (Рейтер) – Речь Джерома Пауэлла в Джексон Хоул превратила 6 и 18 сентября в две самые важные даты для монетарной политики США за последние годы, поскольку события в оба дня будут сосредоточены на новом ориентире ФРС – уровне безработицы.
В первый день будет опубликован отчет по занятости в несельскохозяйственном секторе за август, а во второй – долгожданное решение ФРС по процентной ставке и, что не менее важно, обновленное резюме экономических прогнозов (SEP).
ФРС почти наверняка снизит ставки 18 сентября, о чем Пауэлл сигнализировал в Джексон-Хоуле и что с тех пор фактически подтвердили другие официальные лица. Единственные вопросы теперь заключаются в том, начнется ли цикл смягчения с 25- или 50-базисных пунктов, и насколько сильно будет ослаблена политика в ближайшие месяцы.
После двух решающих дней сентября инвесторы должны получить ответы на эти вопросы.
ДВА ПОВОРОТНЫХ ДНЯ
В Джексон-Хоуле Пауэлл сделал, по сути, два поворота. Первый, как и ожидалось, – это его четкий сигнал о предстоящем снижении ставки. Второй, возможно, менее ожидаемый, – это его столь же четкий акцент на том, что безработица, а не инфляция, теперь является определяющим фактором номер один для предстоящих политических решений.
Предупреждение Пауэлла о том, что ФРС “не ищет и не приветствует дальнейшего охлаждения условий на рынке труда”, по сути, означает, что текущий уровень безработицы в 4,3% – который все еще остается довольно низким по историческим меркам – теперь является “чертой на песке”, пересечение которой, скорее всего, вызовет ответные меры.
“Уровень безработицы сейчас составляет около 90% от двойного мандата ФРС, инфляция – около 10%”, – сказал Джон Сильвия, основатель Dynamic Economic Strategy, добавив, что переход Пауэлла к безработице от инфляции примечателен, учитывая, что экономика не находится в рецессии.
ВСЕ ВНИМАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ
Конечно, существует не один способ измерения силы или несильности рынка труда и, соответственно, экономики. Это и номинальный рост числа рабочих мест, и прилив и отток рабочей силы, и один из любимых показателей ФРС со времен пандемии COVID-19 – оценка количества уволившихся и открывшихся вакансий по данным JOLTS.
Но для общественности, рынков в целом и политиков уровень безработицы дает наиболее четкое представление о том, насколько хорошо держится рынок труда. Этот показатель вдвойне важен сейчас, когда президентские выборы в США в самом разгаре.
В июле уровень безработицы вырос на две десятых процентного пункта до 4,3%, что является самым высоким показателем с октября 2021 года. Это привело в действие так называемое правило Сахма, согласно которому повышение среднего трехмесячного уровня безработицы на 0,5 процентного пункта по сравнению с минимумом прошлого года обычно сигнализирует о рецессии.
Хотя экономист Клаудиа Сахм, создательница правила, не одобряет утверждений о том, что рецессия теперь неизбежна, она все же отмечает, что рост безработицы вызывает беспокойство. Когда речь идет о росте безработицы, динамику, как правило, невозможно легко замедлить, а тем более быстро обратить вспять.
Более того, текущий уровень безработицы сейчас выше медианного долгосрочного прогноза чиновников ФРС в 4,2%, опубликованного в июньском SEP. С тех пор как ФРС начала включать медианные прогнозы в свои ежеквартальные SEP в 2015 году, крупные изменения в политике всегда совпадали с их пересечением.
Это произошло в конце 2016 года, когда ФРС начала серьезно повышать ставки, в начале 2020 года, когда пандемия заставила снизить ставки до нуля, и в начале 2022 года, когда ФРС начала свой последний цикл повышения ставок.
Вот почему так важно, что и уровень безработицы, и долгосрочный прогноз ФРС будут обновлены в течение нескольких дней друг за другом. Изменения в любом из них во многом определят курс ФРС на остаток этого года и начало 2025 года.
СКАЛИСТАЯ ИЛИ МЯГКАЯ ПОСАДКА?
Трейдеры ожидают 100 базисных пунктов смягчения до конца года и еще как минимум 100 базисных пунктов в следующем году. И хотя рынки фьючерсов по-прежнему делают ставку на то, что ФРС в сентябре снизит ставку на четверть пункта, вероятность того, что ставка будет снижена на полпункта, составляет один к трем.
Что же произойдет, если 6 сентября мы увидим еще один значительный рост уровня безработицы? Это может стать залогом снижения ставки на 50 базисных пунктов 18 сентября и усилить вероятность столь же смелых шагов в ближайшие месяцы.
ФРС будет нелегко ориентироваться в цикле сокращения ставки такого размера и скорости. Не менее важно и то, что он, скорее всего, произойдет только в том случае, если США действительно находятся на ранних стадиях рецессии, что раз и навсегда разрушит рыночный нарратив о “мягкой посадке”.
(Мнения, высказанные здесь, принадлежат автору, обозревателю Reuters).
(Автор Джейми Макгивер; редактор Хелен Поппер)